Открытый урок по истории в 5А классе Тема "Древний Рим"
Цели и задачи урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умения сравнивать и описывать природные условия, занятия Греции и Рима, умение работать с историческим текстом и документами, а также расширение кругозора у уч-ся и представлений об окружающем мире.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний уч-ся.
Вопросы классу:
1 Ребята, на протяжении ряда уроков мы занимались изучением истории какой страны? Что собой представляла древняя Греция? Вступительное слово учителя. Начиная с сегодняшнего урока мы будем изучать историю Древнего Рима, последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н.э. и до конца V в.до н.э. Сегодня нам предстоит изучить следующие вопросы:
1 Местоположение и природные условия Италии.
2 Легенда об основании Рима
3 Занятия древних римлян
4 Управление в Риме
Сейчас мы познакомимся с природными и географическими условиями Италии. Перед вами текст. Вам необходимо его изучить и ответить на поставленные к нему вопросы:
1 Где находится Италия?
2 На берегу какой реки основан город Рим?
3 Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
4 Какие народы проживали на этом полуострове?
5 Какие племена проживали на территории Рима?
Дети отвечают на вопросы, учитель показывает названные объекты на карте. Вопрос классу:
Пользуясь атласом, что вы можете сказать о рельефе этой страны? Какой вывод из этого мы можем сделать?
Слово учителя.
С природными условиями и географическим положением Италии мы познакомились.
А сейчас давайте совершим заочное путешествие в эту страну. В этом нам помогут наши экскурсоводы. А после окончания экскурсии вам необходимо назвать те достопримечательности, о которых пойдет речь в экскурсии.
Проверка задания
Слово учителя.
Вот так выглядит современная Италия и её главный город Рим. А первоначально Рим был всего лишь маленьким поселением на левом берегу р.Тибр. Сейчас мы послушаем легенду об основании Рима. После этого вам предстоит определить, что может быть правдой, а что вымыслом в этой легенде и сравнить её с мифом об образовании Афин.
Сообщение ученика(опережающее задание)
Проверка задания.
Работа в тетради.
Запись- 773г. до н.э. - основание Рима.
Слово учителя.
Чем же занимались древние римляне, как они жили?Этот вопрос мы изучим с помощью док-та вы его прослушаете сейчас разделимся на III варианта и каждый вариант ответит на свой вопрос.
Физкультминутка
Словомучителя.
А сейчас нам предстоит рассмотреть очень важный вопрос: "Управление Древним Римом" Рассказ учителя.
Работа в тетради.
Запись новых определений: Сенат, Патриции, Плебеи.
Работа с док-том.
Чтение рассказа в учебнике о первых героях республики и ответы на вопросы к док-ту.
3 Закрепление изученного материала.
Заполнение таблицы "Сходство и различие Древней Греции и древнего Рима "
Проверка с помощью презентации.
В заключении урока дети отвечают на проблемное задание: "Почему Эллада основала много колоний за морем, а города- гос-ва Италии почти не имели заморских колоний?".
4 Подведение итогов урока, выставление оценок.
5 Домашнее задание: обязательная часть- параграф39 вопросы 1-3; по выбору - письменно ответить на вопрос 4.