Открытый урок по истории в 5А классе Тема "Древний Рим"

Цели и задачи урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умения сравнивать и описывать природные условия, занятия Греции и Рима, умение работать с историческим текстом и документами, а также расширение кругозора у уч-ся и представлений об окружающем мире.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний уч-ся.

Вопросы классу:

1 Ребята, на протяжении ряда уроков мы занимались изучением истории какой страны? Что собой представляла древняя Греция? Вступительное слово учителя. Начиная с сегодняшнего урока мы будем изучать историю Древнего Рима, последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н.э. и до конца V в.до н.э. Сегодня нам предстоит изучить следующие вопросы:

1 Местоположение и природные условия Италии.

2 Легенда об основании Рима

3 Занятия древних римлян

4 Управление в Риме

Сейчас мы познакомимся с природными и географическими условиями Италии. Перед вами текст. Вам необходимо его изучить и ответить на поставленные к нему вопросы:

1 Где находится Италия?

2 На берегу какой реки основан город Рим?

3 Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

4 Какие народы проживали на этом полуострове?

5 Какие племена проживали на территории Рима?

Дети отвечают на вопросы, учитель показывает названные объекты на карте. Вопрос классу:

Пользуясь атласом, что вы можете сказать о рельефе этой страны? Какой вывод из этого мы можем сделать?

Слово учителя.

С природными условиями и географическим положением Италии мы познакомились.

А сейчас давайте совершим заочное путешествие в эту страну. В этом нам помогут наши экскурсоводы. А после окончания экскурсии вам необходимо назвать те достопримечательности, о которых пойдет речь в экскурсии.

Проверка задания

Слово учителя.

Вот так выглядит современная Италия и её главный город Рим. А первоначально Рим был всего лишь маленьким поселением на левом берегу р.Тибр. Сейчас мы послушаем легенду об основании Рима. После этого вам предстоит определить, что может быть правдой, а что вымыслом в этой легенде и сравнить её с мифом об образовании Афин.

Сообщение ученика(опережающее задание)

Проверка задания.

Работа в тетради.

Запись- 773г. до н.э. - основание Рима.

Слово учителя.

Чем же занимались древние римляне, как они жили?

Этот вопрос мы изучим с помощью док-та вы его прослушаете сейчас разделимся на III варианта и каждый вариант ответит на свой вопрос.

Физкультминутка

Словомучителя.

А сейчас нам предстоит рассмотреть очень важный вопрос: "Управление Древним Римом" Рассказ учителя.

Работа в тетради.

Запись новых определений: Сенат, Патриции, Плебеи.

Работа с док-том.

Чтение рассказа в учебнике о первых героях республики и ответы на вопросы к док-ту.

3 Закрепление изученного материала.

Заполнение таблицы "Сходство и различие Древней Греции и древнего Рима "

Проверка с помощью презентации.

В заключении урока дети отвечают на проблемное задание: "Почему Эллада основала много колоний за морем, а города- гос-ва Италии почти не имели заморских колоний?".

4 Подведение итогов урока, выставление оценок.

5 Домашнее задание: обязательная часть- параграф39 вопросы 1-3; по выбору - письменно ответить на вопрос 4.