Интегрированный урок литературы и музыки.

Учителя:
Улыбышева И.Ю.
Путилина С.В.

Тема урока:
Зимний пейзаж в литературе, музыке, живописи.

Тип урока:
урок развития речи.

Оборудование:
Зимний пейзаж в литературе, музыке, живописи пейзажистов, репродукция картины И.Э Грабаря "Февральская лазурь"; музыкальный фрагмент (А.В. Вивальди "Зима").

Цели урока:
1. Научить детей передавать своё впечатление от картины, музыкального произведения, поэтического текста, выражать своё отношение.
2. Помочь учащимся понять содержание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" и средства выражения замысла художника.
3. Продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине.
4. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины.
5. Подготовить учащихся к написанию сочинения - описания природы по началу и окончанию текста.
6. Приобщать детей к миру музыки, поэзии, живописи, формировать тонкий эстетический вкус.
7. Широко использовать межпредметные связи с уроками литературы, музыки, изобразительного искусства.
8. Развивать умение формулировать свои эмоционально - оценочные суждения.
9. Совершенствовать поэтический слух, развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову, умение находить в художественном тексте эпитеты, подбирать свои варианты, сопоставлять их с авторским подбором средств художественной выразительности.
10. Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
11. Способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эмоционального отношения к урокам.
12. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Эпиграф:
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Ю. Левитанский.

Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение целей урока.
2. Работа с эпиграфом..
3. Словарно - орфографическая работа.
ПЕЙЗАЖ 1. Общий вид какой - нибудь местности, картина природы. С высокой пологой возвышенности открылся довольно приятный пейзаж (К.Г. Паустовский).
ПЕЙЗАЖ 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном или музыкальном произведении. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи (А.П. Чехов).
4. Пейзаж в музыкальном произведении.
Музыкальное приветствие. Природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего природу. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца. - Вы рассмотрели репродукцию картины, где художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства. (слушание произведения "Зима" из цикла "Времена года" А. Вивальди) Ребята, с каким настроением, вы сейчас прослушали это произведение? (ответы детей) - Как вы определили настроение? (с помощью музыкального языка) - Какой характер? танцевальный, песенный, маршевый?
- Назовите крупные музыкальные жанры (какие жанры вы знаете?) (симфония, балет, опера)
- В каком жанре написано это музыкальное произведение? (симфонический)
- Давайте поработаем со словарём эстет. эмоций. Определите жанр, характер музыки (ответы детей).
- Какие чувства при слушании музыки возникали в вашей душе? (ответы детей)
-Похоже ли по настроению музыкальное произведение и картина? Чем? (ответы детей) -Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он сочинял это?
- Вы сейчас прослушали произведение великого итальянского композитора А. Вивальди. Вам дано было домашнее задание приготовить сообщение. (рассказывает ученик)
- А. Вивальди (показ портрета)
- Какие картины зимы вы представили, слушая музыку? (ответы детей)
-Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому музыкальному произведению. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д. (ответы детей)
- А как вы назвали бы эту картину? (ответы детей)
- Какие изобразительные интонации есть в этом произведении?
-Какие инструменты симфонического оркестра исполняют мелодию? (флейта, скрипки - самые певучие инструменты симфонического оркестра).
- Какой же ещё один композитор обратился к циклу "Времена года"?
- Русский композитор П.Чайковский тоже очень любил природу и даже написал фортепианный цикл из 12 пьес "Времена года". Каждая пьеса посвящена определенному месяцу года , все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины.
Январь - "У камелька"
Февраль - "Масленица"
Март - "Песня жаворонка"
Апрель - "Подснежник"
Май - "Белые ночи"
Июнь - "Баркарола"
Июль - "Песня косаря"
Август - "Жатва"
Сентябрь - "Охота"
Октябрь - "Осенняя песня"
Ноябрь - "На тройке"
Декабрь - "Святки"
- В пьесе П. Чайковского главное - не изобразительность, а чувства и мысли человека, размышления о человеческой жизни.
- Ребята, найдите сами сходные черты в музыке А. Вивальди и картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
- Ребята, с каким композитором познакомились на сегодняшнем уроке? -Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство не разделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
- Что же объединяет А. Вивальди и И.Э. Грабаря? (любовь к природе).
5. Пейзаж в литературном произведении.
1) Фронтальная беседа.
" Что такое пейзаж в литературном произведении? (словесное описание местности, на фоне которой происходят изображаемые события)
" Какую роль он играет в художественном произведении?
" Кого из русских писателей вы бы причислили к мастерам пейзажа?
" Каковы особенности описания природы в литературном произведении? (обилие имён прилагательных, передающих цвет, форму, размер; эмоциональная оценка в описании природы)
2) Зимний пейзаж в лирическом стихотворении.
Выразительное чтение стихотворений учащимися.
А.С.Пушкин
"Зимнее утро", "Зимний вечер", "Бесы", "Зимняя дорога";
А.Фет
"Чудная картина…", "Печальная берёза…";
В.Брюсов
"Снежная Россия";
С.Есенин
"Берёза".
Анализ художественного текста.
" Какое построение у этого стихотворения?
" А какая зима в этом стихотворении?
" Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
" В какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строчки?
" Как вы должны передать голосом состояние лирического героя этого стихотворения? и т.д.
Творческий эксперимент.
"Реконструкция" стихотворения Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою".
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под _____ бахромою,
_____ , _____ ,
_____ жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном _____ очарован,
Весь опутан, весь окован
_____ цепью _______…
Солнце _____ ли мещет
На него свой луч _____ -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет ______ красой
Ф. И. Тютчев
" Перед вами стихотворение Ф.И. Тютчева, в котором пропущены эпитеты. Ваша задача - восстановить текст, вставив на место пропуска те определения и эпитеты, которые должны здесь стоять. Предлагается "воссозданный" текст тютчевского стихотворения. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под СНЕЖНОЙ бахромою,
НЕПОДВИЖНОЮ,НЕМОЮ,
ЧУДНОЙ жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном ВОЛШЕБНЫМ очарован,
Весь опутан, весь окован
ЛЕГКОЙ цепью ПУХОВОЙ…
Солнце ЗИМНЕЕ ли мещет
На него свой луч КОСОЙ -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ красой
Ф. И. Тютчев
Вывод:
У Тютчева природа наделена человеческими свойствами.
Главное - понять душу природы, услышать её голос.
6. Пейзаж в живописи.
" А сейчас посмотрите, как видят зиму современные художники - живописцы.
" Попробуйте выразить настроение, созданное и переданное художником, используя 3-5 слов одной части речи (сущ., прил., глаголы, наречия).
" Что объединяет все эти пейзажи?
Работа с репродукцией И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
" Находясь в государственной Третьяковской галерее в Москве или Русском музее в Санкт - Петербурге, нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Перед вами репродукция его знаменитой картины "Февральская лазурь".
Слово о художнике.
Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна. Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном. Свои силы в области пейзажа художник начал пробовать ещё в конце 1880-х годов, когда им была написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов. Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903-1908 годах. Особенно успешным оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнёзда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
…В то необычайное утро природа
праздновала какой – то небывалый
праздник – праздник лазоревого
жемчужных берёз и
сапфировых теней на белом снегу.
Я стоял около дивного экземпляра неба,
берёзы, редкостного по
ритмическому строению ветвей.
Заглядевшись на неё, я уронил
палку и нагнулся, чтобы её
поднять…
Когда я взглянул на верхушку
берёзы снизу, я обомлел от
открывшегося передо мной
зрелища фантастической красоты:
какие – то перезвоны и
перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…
Если бы хоть десятую долю
этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил… лицевой стороной к стене неба, … вынуждая утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления". В картине художник достиг предельной цветовой насыщенности, наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объёму стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. И. Грабарь вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы. Но зимы Грабаря, его берёзы, снег мыслимы только здесь, в России.
Вопросы и задания по картине.
" Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты "Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".
Какое название вам нравится больше и почему?
" Какой представлена зима на картине?
Белоснежная,вьюжная,суровая,волшебная
Что из этих определений, эпитетов вы бы выбрали? Продолжите этот ряд
(белоснежная, вьюжная, суровая, волшебная).
" Чем покрыты деревья? С чем можно сравнить иней? (алмазный, блестящий, искрящийся; иней - цветенье зимы)
Искрящийся,алмазный,блестящий
" Удалось ли художнику изобразить февральский снег? (чистый, сине-голубой, лучистый) Каким показан снег на солнце и в тени?
Чистый,сине – голубой,лучистый
" Создаёт ли картина ощущение ясного солнечного дня? (солнце - ослепительное, яркое)
Ослепительное,яркое
" Всмотритесь в картину. Каким показано небо на переднем и заднем плане картины? Как вы понимаете слова художника "голубая эмаль неба"? (небо - безоблачное, лазоревое)
Безоблачное,лазоревое
" На переднем плане изображена берёза, так удивившая живописца ранним февральским утром. Опишите ствол, ветви (берёзы - высокие, воздушные, стройные; зима наградила их волшебной красотой)
Высокие,воздушные,стройные
Устное описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту родного края и чудесные картины природы других стран.
Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку,
мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство,
как тесно они связаны друг с другом.
Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.
7. Итоги.
Писатель пишет пейзаж словами, композитор – нотами, художник – красками, но все они описывают природу своей душой, своим сердцем.
8. Домашнее задание: по данному началу и заключению создайте свой текст.
"Обыкновенное чудо" природы
Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки.
И вдруг улыбнулась погодка…
… Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим "обыкновенным чудом" природы!